РУССКИЙ | ENGLISH | |
09.07.2015
Томские генетики будут работать над программой для идентификации преступников по ДНКРоссийские и белорусские генетики разработают технологии идентификации личности на основе изучения генофондов регионов Союзного государства. Программу инициировал Следственный комитет России, разработчиком выступает Институт общей генетики им. Вавилова, соразработчиком — Томский НИИ медицинской генетики.
Первого июля в Москве прошло совещание по программе «ДНК-идентификация», в котором приняли участие государственный секретарь Союзного государства России и Беларуси Григорий Рапота, представители ФАНО, Следственного комитета РФ, Федерального медико-биологического агентства, ученые из Института общей генетики им. Вавилова и томского НИИ медицинской генетики.
«Сейчас появляются новые возможности, для того чтобы сделать расследование преступлений более быстрым и точным в части идентификации преступника или жертвы. В рамках программы мы будем работать над технологиями определения этнотерриториального происхождения личности», — отметил и.о. директора томского НИИ медицинской генетики Вадим Степанов.
Как сообщалось ранее, томские генетики уже помогли раскрыть преступление в Новосибирске, где произошла серия нападения на девочек. Следователи располагали ДНК подозреваемого, но в базах криминалистов аналогичные образцы отсутствовали. Ученые определили, что человек является выходцем из Баргузинского района Бурятии, — это позволило резко сузить круг поиска и задержать преступника, жертвами которого стали как минимум девять детей.
Однако, как признает руководитель томского НИИ, сейчас такая криминалистическая работа недостаточно продуктивна. В институт поступило порядка 30 запросов, но лишь в 20 % случаев генетикам удалось установить регион происхождения преступника, дав следователям важные указания. Примерно в 40 % случаев были обнаружены указания на обширные регионы — Кавказ, Северная Сибирь, Средняя Азия. В 40 % случаев полезных в расследовании сведений получить не удалось.
«Требуется поиск новых геномных маркеров, обладающих высокой этнотерриториальной специфичностью, — участков ДНК, изменчивость которых максимально коррелирует с национальностью и местом происхождения человека, — продолжает Вадим Степанов. — Кроме того, маркеры, на которые сейчас опираются российские генетики, расположены в половой Y-хромосоме, то есть позволяют работать лишь с геномом преступников-мужчин».
Для выбора новых, более надежных, информативных и независимых от пола маркеров понадобится собрать обширные данные об их распределении у разных народов, жителей регионов и районов России и Беларуси, а по возможности и сопредельных государств. В рамках программы также будет изучаться особенности генома человека, связанные с внешними признаками: в некоторых исследованиях уже показана возможность выяснять по ДНК, например, цвет глаз или волос — сведения, способные оказать неоценимую помощь следователям.
«После завершения исследований и отработки методики будут созданы программные продукты для практиков-криминалистов», — пояснил и.о. директора НИИ медицинской генетики в Томске.
Сейчас концепция программы проходит согласование: планируется объединить усилия институтов ФАНО, ФМБА, Министерства здравоохранения для формирования банка данных, который мог бы быть использован в интересах всех заинтересованных сторон. Из требуемых на реализацию пятилетней программы трех миллиардов рублей треть возьмет на себя Беларусь, остальное — Россия. Осенью проект планируется представить на рассмотрение правительства, старт намечен на 2016 год.
Информация с сайта ИНО-Томск: http://inotomsk.ru/materials/news/v-tomske/tomskie-genetiki-budut-rabotat-nad-programmoy-dlya-identifikatsii-prestupnikov-po-dnk-/
|
|
Copyright © НИИ Медицинской Генетики |
|