РУССКИЙ | ENGLISH | |
В.П. Пузырев
Евгеника как чаяние Нового Человека
(Комментарии к слайдам)
Евгеника и евгеническое движение спустя полвека своего развития к 1930-ым годам стали запретными. От евгеники стали открещиваться, забывая о том, что враждебность слишком часто оттесняет разумное обсуждение. В.П. Казначеев один из немногих в 1960-е годы упоминал евгенику не в суе, а при обсуждении в научных собраниях важных, насущных вопросов, связанных, например, с эвтаназией родившихся детей с тяжелыми аномалиями развития. Помню научный студенческий кружок, на котором возник этот вопрос. Ответ Казначеева: «Раз не смогли предупредить, растите ребенка, выхаживайте. Темпы развития науки таковы, что при его жизни можно успеть помочь!» В нашу пору все больше выдвигается аргументов в пользу возрождения евгенического движения.
1-ый слайд. Автопортрет К. Малевича и его картины. Он вспоминал, что «Черный квадрат» (1915) сделал из художника философа, размышляющего о том, что такое Человек будущего. Он не нашел ответа, поэтому на картинах – люди с чистыми досками вместо лиц.
Этот же период времени в России характеризуется напряженным ожиданием Нового Человека. Приметы такого стремления перечислил В.В. Бабков (2008), назвавший евгенику «зарей генетики человека».
* Концепция биосферы и ноосферы Вернадского. Мысль об «автотрофности человечества». Из писем: «… структуры мозга будут изменены по существу …», в другом письме – «… новый вид, который придет на смену человека». Вернадский допускает, что Человек выйдет в космос без скафандра, он будет питаться непосредственно энергией солнца, а может быть энергией радиоактивного распада.
* Организация учреждений: Государственный психоаналитический институт (Л. Троцкий – патрон советского психоанализа, педологии, психологии; на русский язык переведен весь Фрейд); Психоаналитический детский дом-лаборатория «Международная солидарность» (для детей крупных партийных работников); Институт гениальности Г. Сегала; Проект института Человека М. Горького.
* Экспериментальная работа – осуществление проекта зоолога, профессора Ильи Иванова «Об искусственном скрещивании человека с обезьяной».
* Дискуссии: сексуальная революция Александры Коллантай («крылатый эрос», теория «стакана воды»); фрейдо-марксизм (А.Р. Лурия).
Именно в этот период отмечен был рассвет евгенического движения.
2-ой слайд. Родословная, в центре которой двоюродные братья - Ч. Дарвин и Ф. Гальтон и их общий дед – Э. Дарвин.
В 1865 году Ф. Гальтон выступил в печати с предложением «вирикультуры», т.е. кастового «разведения» талантливых людей, которые по его мнению должны заключать браки только внутри своей касты, отнюдь не смешиваясь с остальной массой посредственности. На латинском «вирикультура» значит «культура мужества». В 1883 году Гальтон предпочел заменить термин «вирикультура» термином «евгеника», что в переводе с греческого означает «облагораживание» (eugenes, греч. – хороший род).
3-й слайд. Портреты представителей зарубежных евгеников. Пять Президентов США были членами евгенического общества.
4-ый слайд. Портреты российских евгеников. Среди них ученые (биологи и медики), видные государственные деятели, организаторы здравоохранения советской России.
5-ый слайд. Манифест евгеников (1939). В нем констатировалось: «Еще не пришло время, когда экономическая перестройка достигнет стадии (переход от борьбы за элементарное существование к высоким целям – В.П.), на которой реализуются такие человеческие силы. Но задача нынешнего поколения – подготовиться к нему. И каждый шаг на этом пути станет вкладом … в максимальное усовершенствование человека …». Это время подошло. Не для всех государств в одинаковой мере. И, слава богу, никто не настаивает на осуществлении новейших технологий евгенической направленности на популяционном уровне, только на индивидуально-семейном. В последнем случае равная ответственность – персоны, семьи и государства.
6-ой слайд. В 2009 году исполняется 175 лет со Дня рождения В.М. Флоринского – устроителя Томского университета, организатора первой кафедры педиатрии в России (1869). Предвестник евгенических идей в России, автор книги «Усовершенствование и вырождение человеческого рода» (1865). В этом же, 1865 году, были открыты Менделем законы наследования и Гальтоном сформулированы задачи евгеники.
7-ой слайд. Схема (набросок) территории будущего Томского университета, нарисованная в 1876 году В.М. Флоринским.
Вверху справа обозначено – «академический институт». Его задумка реализована – рядом с СибГМУ (ул. Московский тракт) сегодня расположено здание академического института – НИИ медицинской генетики СО РАМН, его генетическая клиника.
8-ой слайд. Фото здания Генетической клиники НИИ медицинской генетики СО РАМН.
9-ый слайд. С.Г. Левит. 2009 год - 115 лет со дня его рождения и 75 лет первой в истории советской биологии и медицины конференции по медицинской генетике. 1934 считается годом лигитимного использования термина – медицинская генетика. Институт С.Г. Левита в структуре имел: научные лаборатории, клинику (кабинеты по профилю патологии) и детсад на 7 близнецовых пар. Томская генетическая клиника – преемница многих идей Медико-биологического института им. М. Горького.
10-ый слайд. Из письма В.П. Эфроимсона. В нем фиксируется дата начала серьезных планов по организации медико-генетических исследований в Сибири. инициированное В.П. Казначеевым – 1966 год. Из письма Эфроимсона (1966): «Вчера сюда приезжал ректор туземного (Новосибирского) медицинского института со своим помом и мы имели квартет. Керкис высказал своё, дир – своё, я – своё, пом – записывал. В общем, они хотят организовать медико-генетическую группу в Новосибирске при Институте и кафедру. Просили меня быть куратором, на что я согласился. Просили прочитать лекцию …»
11 слайд. «Декларация независимости США» (1776 год) и Т. Джефферсон.
Положение «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными …» отражает этику. а не науку (S. Tishkoff, K. Kidd, 2004). Это моральная установка.
Прямые оценки внутривидовой изменчивости показывает, что на уровне последовательности нуклеотидов все H. sapience примерно на 99,6-99,8 % идентичны. Остальные 0,2-0,4 % из 3 млрд. нуклеотидов составляют 10 млн. вариантов ДНК, которые потенциально могут составлять массу различных комбинаций. Это более чем достаточно, чтобы гарантированно определять уникальность людей на уровне ДНК, но это, тем не менее, и небольшая доля общего генома. Различия в 10 млн. нуклеиновых оснований – гарант уникальности человека, но не основание для дискриминации.
12-ый слайд. Евгеническое содержание сундука Пандоры.
Из греческой мифологии известно, что Гефест, слепивший первую женщину Пандору по распоряжению Зевса, решившего отомстить Прометею, похитившему для людей огонь у богов, увенчал Пандору сосудом, сундуком, в котором были спрятаны все дары, людские пороки и несчастья. Кто-то приоткрыл крышку сундука и содержимое разлетелось по земле. Только надежда осталась на дне. Среди «содержимого сундука» были и евгенические технологии.
13-ый слайд. Распространенность, наследуемость и синтропные гены аддиктивных состояний.
Приведу лишь два примера, в которых иллюстрируется разное участие гуманитарных и естественных наук в евгенических рекомендациях. В целом же следует заметить, что преобладает суждение о том, что текущий век будет веком биологии. Однако, целесообразно прислушаться и к другому мнению, высказанному Клодом Леви-Стросом: «XXI век будет веком гуманитарных наук – или его не будет.»
По-видимому, значение последних существенно в мероприятиях по профилактике аддиктивных состояний, несмотря на имеющиеся сведения о роли генетических факторов в их развитии и методов тестирования соответствующих генов подверженности.
Другое дело – технологии «искусственного отбора детей».
14-16 слайды. Искусственный отбор.
Генетический анализ эмбрионов на носительство 500 мутаций, вызывающих болезнь, в том числе опухолевые заболевания.
17-ый слайд. Набор для сбора и консервации слюны (Компания «23 and Me»).
18-ый слайд. Индивидуальные геномы Дж. Уотсона, К. Вентера и двух анонимных индивидов (монголоида и негроида). Проблема – как эффективно воспользоваться имеющейся генетической информацией.
19-ый слайд. Эрвин Чаргафф. «Путь играет бóльшую роль, чем предназначение».
В сущности, человечество мало продвинулось в понимании коренных вопросов бытия, нашего места во Вселенной. Откуда мы пришли и куда идем? Евгеническое движение должно осознавать, что мы обладаем вероятностной картиной мира, т.е. картиной, которая не предполагает полного описания (Вяч. Вс. Иванов, 2004). Один совет в этой ситуации уместен – заблуждаться в сторону осторожности. Не популяционный уровень приложения евгенических технологий, а индивидуально-семейный.
На этом пути и накапливаются выверенные временем и опытом технологии усовершенствования человеческого рода.
|
|
Copyright © НИИ Медицинской Генетики |
|