31.08.2021
Во всем виноваты гены: томские ученые выяснили причину одновременного возникновения заболеваний
Материал Минобрнауки РФ  Ученые НИИ медицинской генетики Томского НИМЦ выяснили, какие гены лежат в основе одновременного развития заболеваний человека. Результаты исследования станут основой поиска эффективных фармакологических мишеней для их лечения.

На протяжении нескольких лет генетики изучают феномен синтропных и дистропных заболеваний. Синтропные заболевания всегда развиваются вместе у одного и того же человека. Это, к примеру, бронхиальная астма и артериальная гипертензия, экзема или аллергический ринит и астма. Дистропные заболевания, напротив, редко развиваются одновременно (например, бронхиальная астма и туберкулез легких, нейродегенеративные и онкологические заболевания, остеопороз и остеоартроз).

Проблема сочетания нескольких болезней затрагивает более половины населения земного шара, влияет на прогноз клинического течения заболевания и ответ на его терапию. Ученые выяснили, что в основе дистропии бронхиальной астмы и туберкулеза лежит сеть сложных взаимодействий между генами, белковые продукты которых выполняют общие молекулярные функции по поддержанию иммунитета и воспалительной компоненты (IFNG, TNFB и TNFRSF1B), и специфическими генами, связанными с характерной для астмы/туберкулеза активацией и поляризацией иммунной системы (PIAS3, SOCS5, SOCS7 и другие).

Формирование синтропного фенотипа бронхиальной астмы и артериальной гипертензии связано с тремя генами, белковые продукты которых обеспечивают общие неспецифические реакции организма, такие как старение, иммунный ответ и антиоксидантная защита.

В своем исследовании ученые использовали биоинформатические подходы и методы молекулярно-генетического анализа. Дальше в планах ― расшифровать сети сложных взаимодействий генов дистропных заболеваний (болезнь Гентингтона и злокачественные новообразования).

Научные исследования проходят в лаборатории популяционной генетики НИИ медицинской генетики Томского НИМЦ (руководитель лаборатории ― доктор медицинских наук Мария Назаренко) совместно с лабораторией компьютерной протеомики Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН (руководитель лаборатории ― кандидат биологических наук Владимир Иванисенко). Руководитель темы ― доктор медицинских наук, профессор, академик РАН Валерий Пузырев