В журнале «Cytogenetic and Genome Research» (2021, https://doi.org/10.1159/000514491) опубликована статья «Differential DNA Methylation of the IMMP2L Gene in Families with Maternally Inherited 7q31.1 Microdeletions is Associated with Intellectual Disability and Developmental Delay», подготовленная сотрудниками НИИ медицинской генетики Томского НИМЦ (Васильев С. А., Скрябин Н.А., Кашеварова А.А., Толмачева Е.Н., Савченко Р.Р., Васильева О.Ю., Лопаткина М.Е., Зарубин А.А., Беляева Е.О., Филиппова М.О., Назаренко Л.П., Лебедев И.Н.) совместно с учеными из Института цитологии и генетики СО РАН (Фишман В.С.), Городской клинической больницы №1 г. Новосибирска (Шорина А.Р., Масленников А.Б.), Городского клинического перинатального центра г. Омска (Шестовских О.Л.), Института химической биологии и фундаментальной медицины (Гайнер Т.А.), Частной амбулаторной клиники акушерства и гинекологии г. Сплит, Хорватия (Čulić V., Vulić R.).

Большинство вариаций числа копий (CNV) в геноме человека демонстрируют неполную пенетрантность с неизвестными базовыми механизмами. Одними из таких механизмов могут быть эпигенетические модификации, в частности метилирование ДНК. Ген IMMP2L расположен в критической области для локуса восприимчивости к аутизму на хромосоме 7q (AUTS1). В работе в 3 семьях с микроделециями 7q31.1, унаследованными от матери и затрагивающими только ген IMMP2L, был оценен уровень метилирования ДНК путем бисульфитного секвенирования 87 участков CpG в гене IMMP2L. Бисульфитное секвенирование выявило сопоставимые уровни метилирования ДНК у пробандов, здоровых сибсов без микроделеций и их отцов. Напротив, в лимфоцитах здоровых матерей наблюдалось снижение индекса метилирования ДНК и повышение экспрессии IMMP2L по сравнению с таковыми у пробандов. Уровень экспрессии ряда генов был повышен у здоровых матерей по сравнению с контролем и снижен у пробандов по сравнению с матерями. Среди этих генов были обогащены группы генов компонентов рибосом и цепи переноса электронов, а также окислительного фосфорилирования и различных дегенеративных состояний. Дифференциальная экспрессия генов у пробандов и матерей с делециями IMMP2L по сравнению с контролем может быть обусловлена компенсаторными процессами у здоровых матерей с делециями IMMP2L и нарушениями этих процессов у пробандов с интеллектуальной недостаточностью. Результаты показали возможную частичную компенсацию гаплонедостаточности гена IMMP2L у здоровых матерей с микроделецией 7q31.1 за счет снижения уровня метилирования ДНК. Таким образом, дифференциальное метилирование ДНК внутригенных CpG-сайтов может влиять на фенотипическое проявление CNV и объяснить неполную пенетрантность хромосомных микроделеций.

Статья получила статус "Editor's choice" и доступна для бесплатного скачивания на сайте журнала.

Ссылка на публикацию: https://www.karger.com/Article/FullText/514491