16.10.2018
Остановить коллайдер, изменить ДНК, сфотографировать ветер: о чем говорили ученые на Science Slam
Изменить ДНК

Мария Лопаткина прочитала на слэме доклад «Как наладить контакт? Инструкция по выживанию», но это не социологический и не психологический труд, речь идет о контакте между нейронами.
11 октября гости научной битвы Science Slam получили такую возможность: шестеро молодых ученых на сцене ночного клуба «TEATRO» неформально представили свои очень серьезные доклады: от инновационных зубных имплантов до исследований происхождения Вселенной и глобального потепления.

Несколько лет назад была изобретена технология, которая позволяет ученым вырезать из ДНК последовательность данных и вставлять новые. Вполне возможно, что вскоре благодаря этой технологии мы сможем остановить старение, избавиться от болезней и даже создавать детей с определенными качествами. Это приведет к появлению нового поколения людей: более сильных, здоровых и развитых. Но есть одно «но»: генетики пока не вполне понимают, как работают гены, и попытки изменить ДНК могут приводить к неожиданным последствиям»

Будучи студенткой, Мария участвовала в международном проекте о причинах умственной отсталости у детей, в котором приняли участие восемь стран Европы и Россия. Ученые обследовали 1,5 тысячи детей, и нашли двоих пациентов с уникальной мутацией. Одна небольшая поломка, увеличение или уменьшение определенного участка ДНК, приводит  к тому, что перестает вырабатываться белок в головном мозге, который учит клетки контактировать и расти в определенном направлении.

«Вопрос, который мы решали: как получить для исследования именно клетки мозга пациентов? Но недавно такое решение появилось благодаря открытию ученого Синъя Яманаки: теперь из клетки кожи человека можно получить любую клетку организма при помощи коктейля Яманаки. Мы преобразуем клетку кожи в стволовую клетку, а затем – в нейроны и для клеток наших пациентов. Я сравниваю эти клетки между собой, стараюсь понять, что происходит в них и как небольшая мутация приводит к умственной отсталости. Умственная отсталость - это результат нарушения взаимодействия множество белков. Мы надеемся, что наше исследование поможет понять, что это за белки, как они контактируют между собой. Затем можно будет говорить о том, как безопасно исправить эту мутацию», - пояснила Мария Лопаткина.

Текст Алены Альковой | Инновационный портал Томской области